60 лет радиостанции “Тихий океан”

vladik gl

60 лет радиостанции "Тихий океан"17 апреля 1963 года в эфир впервые вышла радиостанция “Тихий океан”.

Радиостанция “Тихий океан” вещала на районы Тихого и Индийского океанов и Восточный сектор Арктики. Над тремя великими океанами летели невидимые волны любимой радиостанции моряков и рыбаков Дальнего Востока. Это была самая надежная и быстрая их связь с берегом, родным домом. Сорок передатчиков несли дежурство во время сеансов радиостанции “Тихий Океан”. Программы радиостанции трижды в сутки выходили в эфир – ориентируясь на время по поясам. Собкоры радиостанции работали на Камчатке, на Сахалине, в Магадане, Находке, Хабаровске, Певеке.

1963 – 2001 гг. 2005 – 2008 гг.

 

60 лет радиостанции "Тихий океан"

РАДИОСТАНЦИЯ “ТИХИЙ ОКЕАН”

Инициированный Семеном Юрченко и Павлом Шварцем проект создания радиостанции “Тихий океан” был представлен ЦК КПСС как контрпропагандистская акция Гостелерадио СССР, как наша, советская ответная мера на работу американских станций, направленных на СССР. Через радиостанции в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии они вели целенаправленные радиопередачи на республики Советского Союза. Чтобы противостоять им Министерству связи и Гостелерадио СССР в числе прочих мер поручалось разработать схему передачи радиопрограмм для советских моряков и рыбаков на всей акватории Мирового океана. Это было сделано в дополнение к уже существовавшей в системе Гостелерадио СССР так называемой «системе иновещания», которая представляла собой по существу государство в государстве и была призвана вести из Москвы передачи на десятках языков для радиослушателей иностранных государств.

Впервые радиостанция “Тихий океан” вышла в эфир 17 апреля 1963 года. Для трансляции из Владивостока ее программ иновещание Гостелерадио ежедневно выделяло Приморскому радио на 45 минут самые мощные радиопередатчики на Востоке страны. Инженеры Примтелерадио ежемесячно контролировали качество трансляции, получая данные от первых помощников капитанов в разных уголках Мирового океана. Эти данные крайком партии, обобщая, направлял в агитпроп ЦК КПСС. Приморские журналисты должны были обеспечить качество программ.

До середины 70-х годов передачи “Тихого океана” были как бы ведомственными – для рыбаков и моряков. Но с потеплением международной обстановки “Тихий океан” всё больше становился передачей для всех, кто его слушает на Дальнем Востоке и за его пределами. Росли контакты советских людей с зарубежьем. Они открывали для себя Америку, Австралию, Японию и другие капиталистические страны. И новые рубрики определяли лицо “Тихого океана”: “Мы – интернационалисты”, “Мир глазами советского моряка”, “Под флагом страны Советов”, “Из дальних странствий воротясь…” С октября 1978 года “Тихий океан” стал выходить ежедневно. В 1980 году в его редакцию пришло более 11 000 писем – рекорд за всю историю существования этой радиостанции.

60 лет радиостанции "Тихий океан"В “Тихом океане” работали сильные журналисты. Главную редакцию возглавлял сперва Павел Шварц, потом Иван Гурко, за ним Вадим Тураев, который  руководил редакцией “Тихого океана” 14 лет. Старшими редакторами работали Нина Василевская, Нина Хрулькова, Виталий Солдатов, Борис Метелев, Виктор Феоктистов, начинавшая тогда Тамара Ясенкова. Постоянным и самым неутомимым режиссёром “Тихого океана” была Раиса Николаева.

Корреспонденты “Тихого океана” пристально следили за пульсом жизни рыбацких и морских коллективов. На Камчатке – Кирилл Харыбин; Евгения Арбузова и Карл Лауве – на Сахалине; в Магадане — Александр Черевченко, Геннадий Овчинников; в Хабаровском крае – Феликс Куперман. Это были настоящие профессионалы своего дела.

Одним из ведущих журналистов был Александр Копейка, который приехал во Владивосток, выиграв творческий конкурс, условия которого мы опубликовали в журнале “Журналист”, и в ответ на который в редакцию «Тихого океана» прошло более 200 предложений. Через некоторое время Копейка был назначен старшим редактором, затем главным редактором главной редакции информации, которая была выделена из главной редакции общественно-политического вещания. С наступлением перестроечного времени, времени “свободного микрофона”, он стал организатором и ведущим публицистических программ “Эфир-105” (105 минут эфирного времени).  Затем был избран депутатом Верховного Совета России, после чего занял пост секретаря из Союза журналистов России.

По решению Гостелерадио программы “Тихого океана” включали в своё расписание Хабаровский, Сахалинский, Магаданский, Камчатский и Амурский комитеты. По специальному указанию министерств морского флота и рыбного хозяйства судовые радисты обязаны были обеспечить приём программ “Тихого океана” ежедневно с 18.15 до 19.00 владивостокского времени и включать громкую трансляцию. Для поддержания постоянного высокого творческого и организационного уровня работы “Океана” был создан совет радиостанции в составе председателей комитетов Дальнего Востока и главного редактора радиостанции, в которой всегда деятельное участие принимали руководители морских и рыбных отраслей хозяйства, ответработники Гостелерадио.

Вместе с Примтелерадио о “Тихом океане” заботились, поддерживали его и морально, и материально такие крупные руководители рыбного хозяйства страны и Дальнего Востока, как М.Дроздов, Н.Носов, В.Старжинский, морского флота – В.Бянкин, Ю.Островский, В.Миськов. Их поддержка прежде всего состояла в том, что ежемесячно по пять-шесть наших корреспондентов находилось в штате рыболовецких и морских организаций. Их ежедневные радиовключения из районов Мирового океана способствовали своевременному освещению проблем рыбаков и моряков. А почётные грамоты, ведомственные знаки трудового отличия рыбных и морских отраслей хозяйства, наконец, просто денежные премии в приказе по флоту были не лишними для наших журналистов, традиционно получавших невысокую зарплату.  Совет “Тихого океана” возглавлял председатель приморского комитета. Заседания проходили два раза в год в каждом из краевых и областных центров Дальнего Востока. На них обсуждались концептуальные решения, программная концепция “Океана”, условия его деятельности. Всё это способствовало успешной работе “Тихого океана”.

Каждый день недели в программе радиостанции имел своё лицо: “День письма”, “И дым отечества нам сладок и приятен…”, “На морях и землях Дальнего Востока” и т. д. Однажды на заседании совета “Тихого океана” в Петропавловске-Камчатском один из его участников, ответственный работник обкома партии, рассказал эпизод, который взволновал всех. Этот человек служил в Афгане, дождливой ночью сидел в горах, в палатке, от тоски крутил ручку настройки радиоприёмника. И вдруг сквозь атмосферные разряды, писк, треск и завывания эфира он слышит: ” Говорит Владивосток! В эфире радиостанция “Тихий океан”!

– Вы не представляете, что я почувствовал. Всё сразу изменилось. Жизнь приобрела свой смысл. Как будто побывал в родном доме.

Рассказ этот вызвал всеобщее удивление. Австралия, Новая Зеландия, даже Антарктида; Тихий океан от берегов Американского континента до побережья Дальнего Востока — это было привычное поле радиостанции. Но чтобы Афганистан?!

Радиостанция «Тихий океан» не дожила до своего 40-летнего юбилея всего год. В 2002 г. она была закрыта из-за того, что в федеральном бюджете не нашлось денег на оплату работы дорогих коротковолновых передатчиков. Технологии изменились. На смену радиосвязи пришел Интернет.

СВОЙ ЗАКОНЧИЛА ПОХОД

17 апреля 1963 года в эфир впервые вышла радиостанция “Тихий Океан”, которая начала вещание на три океана для моряков и рыбаков Дальнего Востока. Некогда станция была мощнейшим подразделением Приморского комитета по телевидению и радиовещанию. Собкоры работали на Камчатке, на Сахалине, в Магадане, Находке, Хабаровске, Певеке. Сорок передатчиков несли дежурство во время сеансов радиостанции “Тихий Океан”. Трижды в сутки выходили в эфир – ориентируясь на время по поясам. Для тех, кто в море, это были святые 45 минут – время самых важных новостей с земли. Любовь Белокриницкая пришла на радио еще в 1959 году, стала одним из первых операторов радиостанции “Тихий Океан”. Журналист Анатолий Матвиенко начал работать здесь в 1982 году.

– Как же вы попали на радио?

Л.Б. – Я увидела объявление в газете и пришла. Редактор, который нас принимал, меня спросил : “ И как долго ты у нас думаешь работать?”. – “Всегда!”. Так и получилось… Обучали нас уже всему на месте. Зарплата была маленькой, но зато какие люди здесь работали! Умные, яркие, интересные…

А.М. – Устроиться на радио в то время, а это начало 80-х, было чрезвычайно сложно. Отбор был жесточайший, брали только членов партии. У меня же все так неожиданно получилось : нашу небольшую морскую газету реорганизовали, и я подыскивал новое место работы. Узнал, что Юрий Ралин, с которым я был знаком, подбирает кадры для радиостанции “Тихий Океан”. Пришел, меня сразу к главному редактору. Его устраивало, но я – беспартийный. Человек же, ответственный за подбор кадров, находился в это время где-то на курсах. У меня были хорошие рекомендации, и о море я писал много, поэтому на работу взяли быстро. Оформили за два дня. –

– Была ли обратная связь с вашими слушателями – моряками и рыбаками?

Л.Б. – Письма, телеграммы присылали мешками. Благодарили. О “Тихом Океане” знали по всей стране. Кто приезжал во Владивосток, приходили к нам, чтобы посмотреть на тех, чьи голоса они слышат.

А.М. – Мы регулярно давали прямые эфиры – один телефон в море, другой на берегу. Когда начал работать первый съезд народных депутатов, наш Александр Копейко, ставший депутатом, делал прямые включения из Дворца Съездов… В своих программах постоянно поднимали проблемы моряков и рыбаков. Приглашали специалистов – Юрия Диденко, Александра Москальцова, многих других. Чтобы ответить на все телефонные звонки, примерно – 45 минут – не хватало! Столько тогда журналистов маститых работало. В рейсы ходили. Тяжело было, но нам нравилось: получали две зарплаты – как член экипажа и у себя на радио… В разное время на радиостанции работали Лев Шувалов, Нина Хрулькова, Анатолий Лебедев, Павел Шварц, Борис Мисюк, Михаил Вознесенский, Александр Копейко, Владимир Ощенко, Вадим Тураев, Юрий Ралин, Владимир Куварзин, Татьяна Баранова, Виталий Солдатов, Андрей Островский и многие, многие другие. Журналист Юрий Шумицкий, известный всей стране, сейчас работает на Камчатке. Прошел пешком всю Россию – от Владивостока до Ленинграда! Это была настоящая сенсация. Истоптал несколько пар башмаков. В пути встретил Василия Пескова, который и написал о нем в “Комсомолку”.

– В чем специфика вашей работы?

А.М. – Работа как работа. Сложная и интересная. Как и любые журналисты, встречались со многими людьми. Цензура во времена Союза лютовала. Чтобы утвердит материал, требовалось собрать пять подписей ответственных лиц. Как-то записывал репортаж с одного завода, разговаривал с токарем. При прослушивании режиссер говорит : “Звук работающего станка убрать”. “Почему?”, – спрашиваю. Он мне разъясняет, что если эту запись услышат западные спецслужбы, они по звуку определят, какой метал рабочий обрабатывает, и вычислят, какую и для чего они изготовляют деталь. Бред! … Но были и веселые моменты. До сих пор помню, как брал интервью у Михаила Ульянова в 1985 году. Жуть как волновался! Народный артист все-таки. Принес ему заранее вопросы, он на половину из них сразу же отвечать отказался. Суровый мужик…

Л.Б. – Записывали мы “говорящие” письма. Жены приходили иногда такие взволнованные, расплачутся. успокою ее, вместе текст составим, она начнет его зачитывать – и опять в слезы. Подолгу сидел. Зато потом все гладко запишем, любо-дорого послушать… Знали бы моряки, каким трудом порой их женам такие письма давались!

P.S. Подобные радиостанции базировались в Калининграде, Мурманске и Севастополе. Содержать их в нынешних экономических условиях стало невозможно… 8 января 2002 года радиостанцию “Тихий Океан” закрыли. Последний выпуск 7 января 2002 года делала Марина Долговых, а предпоследний – 6 января Анатолий Матвиенко. Сейчас на Приморском Радио выходят всего две “морские” программы — “Приморье – край морской” и “Дальний Восток”

Комментарий:

Любовь Белокриницкая: У нас всегда работали хорошие люди. Сильные журналисты, дикторы. Я и сейчас захожу в аппаратную и у меня ощущение, что они там. И совета у них спрошу, и просто поговорю. Мысленно, конечно. Я благодарю судьбе за то, что работала в одно время с ними, и поэтому ни о чем не жалею…

Анатолий Матвиенко: Мы мечтали, что отметим 40-летие радиостанции. Такая дата. Юбилей… Обидно. Знаю, что председатель краевого профсоюза рыбаков Владимир Нагорный поднимал вопрос о недопущении закрытия радиостанции “Тихий Океан” еще в середине декабря 2001 года. На днях мне звонил капитан дальнего плавания Олег Николаевич Владимирский, сейчас преподает в Дальневосточном Университете Рыбной Промышленности во Владивостоке. Говорит, что писал губернатору, полпреду в Дальневосточном округе, в Москву, объяснял, что такая радиостанция необходима. Но нет финансирования. Раньше тянули, пока были средства. А сейчас – все больше не могут.

( Наталия Алешина. “Ежедневные Новости” / Владивосток, 19.04.2002)

Фото из канала Дестрой

60 лет радиостанции "Тихий океан" Журнал РАДИОЛЮБИТЕЛЬ считает решение о прекращении ДВ-СВ-КВ радиовещания под предлогом перевода его в Интернет в высшей степени ошибочным. События последних 30 лет красноречиво доказывают это. Редакция готовит соответствующее представление в Государственную Думу.

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей Будяк
11 месяцев назад

Я 2 раза ходил на Фёдорове. ТО на КВ была отдушиной. Чтобы слушать не нужно было ничего, кроме приёмника под ухом.
Мурлыканье эфира было связывающей лентой. понимали что во льдах мы не одни.
Перестройка и перестройцы убили и страну, и идею. Денег им не хватило для питания передатчиков.
И это тогда, когда кругом атомные станции.
Теперь вот считайте деньги уходящие на войну. Их куда больше придётся потратить, чем на радиовещание.
Мозг людей нужно проветривать круглосуточно.
ВЕРНИТЕ РАДИО В ЭФИР!

RZ3AZO МГУ
Администратор
4 месяцев назад

Повсеместное закрытие радиовещания – огромная ошибка руководства страны, которая аукивается уже сейчас, и её можно оценивать тысячами погибших, и будет как кость в горле ещё очень и очень долго в будущем.
Эти *эффективные менеджеры* ради цифр в собственных кошельках забыли о воспитании населения своей страны, о соотечественниках за рубежом, о тех, кто верил нашей стране вс зарубежных странах.
Сданы в металл АМС десятков передающих центров по всей стране, воеводы денег отписывают о доступе к интернету у каждого дерева в Сибири, каждой юрты в Якутии, каждого корабля в океанах планеты. 
Был-ли кто-нибудь из них во лесу Владимирской области, в 100 км от Москвы, где ХЛЕБ  в деревню привозят РАЗ В НЕДЕЛЮ?
Об интернете там не слышали, и раньше слушали только Маяк да Вести через КВ.
А сейчас власть сменят – узнать негде.
 

Сообщить об ошибке на сайте

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: