116 лет со дня рождения RAEM

5раем

24 декабря 1903 года день рождения Эрнста Теодоровича Кренкеля.

Героя-полярника, радиолюбителя-коротковолновика, настоящего гражданина России, самого русского немца.

Родился будущий советский герой-полярник в городе Белосток (ныне это территория Польши, которая в те времена находилась в составе Российской империи) в добропорядочной семье инспектора коммерческого училища. В 1910 году вместе с семьей переехал в Москву.
Учился юный Эрнст в частной реформатской гимназии при швейцарской церкви. Кренкелю не удалось закончить гимназию. В тяжелые годы Первой мировой и гражданской войн он, чтобы как-то помочь семье, вынужден был работать. Кем он только не был – упаковщиком посылок, расклейщиком афиш, помощником электромонтера, подручным механика…

В гимназии любимым предметом юного Кренкеля была география — «оазис среди прочих гимназических премудростей», но тогда арктические истории поражали его воображение не более тропических. Перелом произошел вскоре после окончания с отличием радиокурсов. Увлек его некий студент, сам всего два месяца бороздивший практикантом на буксире Финский залив, но так рассказывавший морские истории, особенно о борьбе во льдах, что Кренкель захотел стать судовым радистом. Он отправился в Ленинград с запиской от студента: «Петя! Помоги этому парню. Он в доску свой…» Суденышко Пети стояло на приколе, а начальник отдела кадров сразу отшил: «Не успел задницу от школьной скамьи отодрать, а уже спешишь в загранрейсы?»
От отчаяния спасло известие, что экспедиции в Северный Ледовитый океан срочно требуется радист для смены личного состава на каком–то острове. Платят, правда, мало, и ехать надо на целый год… Не дослушав до конца, Кренкель сразу помчался в Адмиралтейство, где ему за два–три часа оформили все документы, выдали форму и направили в Архангельск, где стоял корабль экспедиции. Пунктом назначения была первая советская полярная станция Маточкин Шар на Новой Земле. Вот так неожиданно и стремительно в 1924 году в жизнь Кренкеля навсегда вошла Арктика.

По возвращении в Москву он был призван в Красную Армию и в течение года служил в Отдельном радиотелеграфном батальоне во Владимире-на-Клязьме. Там он сблизился и подружился со своим соседом по койке в казарме. В свободное от службы время Кренкель тренировал его в приеме и передаче азбуки Морзе. После армии они потеряли друг друга из виду и случайно встретились в Москве только через сорок лет. К удивлению Кренкеля, его способный ученик оказался знаменитым советским разведчиком Рудольфом Ивановичем Абелем! Вот такой зигзаг истории.

1927 году Кренкеля опять поманил суровый Север, и он снова устроился на МатШар. В эту зимовку он впервые в истории провел сверхдальние сеансы радиосвязи на коротких волнах.
После МатШара Кренкель некоторое время работал радистом на гидрографическом судне “Таймыр”, затем в Центральном научно-исследовательском институте связи. С эти пор начинается настоящая полярная эпопея радиста Эрнста Кренкеля. Он участвовал в многочисленных арктических экспедициях: в 1929 году — на ледокольном пароходе “Георгий Седов”, в 1931 — на немецком дирижабле “Граф Цеппелин”, в 1932 — на пароходе “Сибиряков”.

12 января 1930 года Эрнст Кренкель установил мировой рекорд дальности радиосвязи, осуществив связь между диаметрально противоположными районами земного шара: находясь в Арктике на полярной станции Бухта Тихая на острове Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа), он провёл сеанс радиосвязи на коротких волнах с базой Литл-Америка в Антарктиде. Использованная им аппаратура была, между прочим, самодельной. И, наконец, одним из самых героических эпизодов его жизни стало участие в плавании парохода “Челюскин” в 1933–1934 годах.
О подвиге челюскинцев, сумевших выжить на затертом во льдах судне, а потом и в лагере, устроенном прямо на льдах Чукотского моря, написано уже достаточно много. Но трудно сказать, чтобы было бы с пароходом и его многочисленной командой, если бы не таланты Кренкеля, умудрявшегося в самых сложных условия поддерживать связь руководителя ледового лагеря Отто Юльевича Шмидта с материком. Собственно, спасение всех челюскинцев зависело именно от него, радиста Кренкеля. Требовалось немало труда, чтобы поддерживать радиоаппаратуру в рабочем состоянии. Кренкель даже спал в обнимку с ней, согревая ее теплом своего тела. Именно он “наводил” на ледовый лагерь спасательные самолеты. В Москве спасенных челюскинцев встречали, как героев.

И, наконец, тот человеческий и профессиональный подвиг, за который радист Эрнст Кренкель был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден Золотой Звездой под номером 73 — это легендарный дрейф на первой советской дрейфующей станции “Северный полюс-1” с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года (не без чудес и здесь – на языке радистов по окончании связи вместо *много букф* цифрами 73 выражают наилучшие пожелания). И опять в исключительных обстоятельствах полярного “путешествия” Кренкель проявляет чудеса профессионализма. За все время работы экспедиции, которую возглавлял известный полярник Иван Папанин, не было каких-то серьезных, долгих сбоев в связи. Ориентируясь на радиосообщения Кренкеля, 19 февраля 1938 года к дрейфующей станции одновременно подошли ледокольные пароходы “Таймыр” и “Мурман” — героический дрейф папанинцев закончился.

В годы Великой Отечественной войны Эрнст Кренкель выполнял важные поручения командования Главсевморпути. В глубоком тылу он продолжал работать в качестве заместителя начальника главка. В 1948 году Кренкель оставил работу в Главсевморпути и возглавил один из московских радиозаводов. С 1951 года и до последнего дня он плодотворно работал в НИИ гидрометеорологического приборостроения. Большую работу в институте (с 1969 года он стал его директором) Кренкель умудрялся совмещать с огромной общественной деятельностью: в течение многих лет и до конца жизни был председателем Федерации радиоспорта СССР, бессменным председателем Всесоюзного филателистического общества.

С 15 ноября 1968 по 15 марта 1969 года состоялась его последняя высокоширотная экспедиция. Эрнст Теодорович Кренкель, находясь уже в солидных годах, был начальником рейса научно-исследовательского судна “Профессор Зубов” из Ленинграда в Антарктику. Судно доставило участников 14-й Советской антарктической экспедиции на полярные станции “Мирный” и “Беллинсгаузен” и забрало зимовщиков предыдущей экспедиции. Во время рейса Эрнст Кренкель, пожалуй, в последний раз в жизни, выходил в эфир на коротковолновых радиолюбительских диапазонах под личным позывным RAEM/mm (две последние буквы означают, что радиостанция расположена на морском судне, находящемся в плавании). Именно на борту судна Кренкель в своей каюте приступил к работе над мемуарами “RAEM — мои позывные”, сразу же после выхода в свет вошедшими в золотой фонд советской литературы. Он спешил с написанием книги, словно предчувствуя свой скорый уход.

Он ушел 8 декабря 1971 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле символизирует вырывающийся из Северного полюса радиосигнал с его личным позывным RAEM. Именем Эрнста Кренкеля названы залив у острова Комсомолец в архипелаге Северная Земля, полярная гидрометеорологическая станция на острове Хейса (архипелаг Земля Франца-Иосифа), улица в Москве, Центральный радиоклуб (ныне, увы, закрытый новой властью за ненадобностью), научно-исследовательское морское судно. На доме, где он жил в Москве, установлена мемориальная доска.

Использованы материалы Андрея Михайлова из pravda.ru и Владимира Алексеева из его *этот день в истории*, которым огромное спасибо!

#weta #raem #uf3a #кренкель #северныйполюс

116 лет со дня рождения RAEM
116 лет со дня рождения RAEM
116 лет со дня рождения RAEM
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
116 лет со дня рождения RAEM
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Подписка на рассылку

Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о новых постах

Сообщить об ошибке на сайте

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: