15 января 1925 года в эфир вышел первый коротковолновик России Федор Лбов

fl

Тихо и незаметно прошёл день 15 января в нашей стране.

Не было замечено ни заявлений СРР, ни особой кипучей деятельности коротковолновиков в эфире, а между тем — 15 января можно назвать днём рождения Советских любительских коротких волн.

Всем здесь R1FL, Россия Первая Фёдор Лбов. Сообщите о слышимости. Россия, Нижний Новгород, Новая, 40

Такими были первые слова (телеграфом — CW) из СССР в мировом эфире.

15 января 1925 года в эфир вышел первый коротковолновик России Федор Лбов

Эта передача R1FL был принята радиолюбителем с позывным GHH2 в далекой Месопотамии (нынешний Ирак) вблизи города Мосула на расстоянии почти 2500 км от Нижнего Новгорода.

Скоро сигналы R1FL уже принимали в ряде городов Франции, Англии, Финляндии и других европейских стран. Успехи нижегородского коротковолновика вдохновили многих советских энтузиастов радио, активно включившихся в работу по освоений эфира.

А когда им был изготовлен коротковолновый приемник (сначала у Фёдора был только передатчик!), настала пора двусторонних радиосвязей. В Нижний Новгород хлынул поток ранее неизвестных почтовым работникам карточек-квитанций (т.н QSL), подтверждающих как прием, так и двусторонние радиосвязи с первой любительской радиостанцией Советского Союза.

“…В 1924 г. я прочитал зарубежные радиожурналы и дух захватило от волнения! Американцы-любители уже два года назад перекрыли океан на «бросовых» коротких волнах; в США имеется до 15 тысяч коротковолновых любительских передатчиков! Французы из Орлеана работают с австралийцами, перекрывая расстояние в 20000 км. Были у меня и раньше мысли о коротковолновом передатчике. Президиум Hижегородского губисполкома еще 24 мая 1923 г. сообщил мне, что «…не встречается препятствий к устройству Вами радиотелефонной станции с передатчиком мощностью до 1/2 лош. силы и длиной волны не свыше 200 м для любительских целей и опытов по радиопередаче и приему.»

Большие трудности были с деталями. Передатчик R1FL был в свое время собран из частей разнообразных старых радиостанций — русских, немецких, английских.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15556/131979579.6/0_e56a8_15e79b16_L.jpg

Собрать детали, разыскать источник анодного напряжения, стоило немалых трудов и времени. Я пытался использовать в передатчике лампы с алюминиевыми анодами, но, естественно, без успеха: лампы сгорали. Выручили новые лампы, которые М.А. Бонч-Бруевич конструировал для проводной связи. Hа их танталовые аноды оказалось возможным дать 500 вольт, мощность рассеяния на анодах допускалась 10 ватт и более; они могли работать с анодами, накаленными до светлокрасного каления.

Трехфазный мотор в 1/4 силы, укрепленный на деревянной раме, крутил в качестве динамо 400 вольтовый мотор такой же мощности; этот «преобразователь» давал 500 В. Hити накала ламп питались от аккумуляторов, заряжаемых от автомобильной динамо-машины.”

«Лаборатория» представляла собой комнатку площадью 1 кв. сажень, с миниатюрной печкой. Hа 8-метровой мачте была подвешена антенна из толстого канатика. Передатчик мы налаживали вместе с товарищем по работе в радиолаборатории им. Ленина В.М. Петровым, хорошо работавшим на ключе. После нескольких вечеров «возни» с генераторной схемой 15 января 1925 г. решили дать CQ (общий вызов). Страшновато было. Сигналы R1FL были первыми советскими коротковолновыми сигналами в эфире.

Приёмник не был готов. Поработали около часу «в пространство» передавая адрес станции, и затем разошлись. А через сутки пришла телеграмма по проводу из Schergat близ Мосула: «Вы громки, буду слушать…». Это было расстояние по прямой около 3000 км.

С большим воодушевлением встретил сообщение о нашем успехе М.А. Бонч-Бруевич. Он заставил сейчас же рассказать ему все подробности, а на очередной беседе в радиолаборатории я докладывал всем сотрудникам об этом опыте.”

«…Hа R1FL вступил в строй приемник по схеме Рейнарца, QSO (радиосвязи) пошли чуть ли не каждый вечер, почтальон с удивлением стал носить по адресу Hовая, 40 бланки QSL на всевозможных языках. Первыми станциями, с которыми поддерживались наиболее регулярные связи, были C5HS, F8JN, F8KF, G2BYN, SMUA, G2BPB и др. Особенно памятен очень деятельный француз F8JN, у которого были две подсобные радиостанции. Дашь, бывало, вызов, а его приятель отвечает: «F8JN занят QSO с Hовой Зеландией, прошу подождать»… Были интересные связи с дальними корреспондентами — на Цейлоне, в Австралии…”.

“…Летом 1925 г. В.М. Петров уехал в командировку в Ташкент. Около месяца мы регулярно связывались с ним по утрам на диапазоне 24 м и обменивались новостями. Сведения о первом советском радиолюбительском передатчике были напечатаны в английских, американских, французских, испанских и других журналах.”

15 января 1925 года в эфир вышел первый коротковолновик России Федор Лбов
Актриса Наталья Малыгина и легендарный инженер и первый советский радиолюбитель Федор Лбов в программе “Голубой огонек”. 1961 год.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сообщить об ошибке на сайте

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: