Острова Белого моря или путешествие за Полярный Круг

26

В один из погожих праздничных солнечных деньков июня 2022 года, сидя на скамейке в прекрасном живописном месте позиции RA5G и ведя непринуждённый разговор за чашечкой кофе с Дмитрием R3GM, между нами состоялся такой диалог:

– А ты был за Полярным Кругом?

– Нет…

– А есть желание поехать?

– Конечно же есть! Спрашиваешь ещё! 😊

В 2022 году дипломной программе RLHA (Маяки России) клуба «Russian Robinson Club» исполняется 20 лет. В честь этого события клуб RRC проводит дни активности с 10.06.2022 г. по 31.08.2022 г. Из 12-и регионов России, в эти дни при работе с маяков звучали специальные временные позывные сигналы, посвященные этому событию. Алексей RA1QY, который является менеджером этой дипломной программы, предложил отработать спецпозывными RZ20LH (Мурманская обл.) & RM20LH (Вологодская обл.).

Всё! Конечно же решено – едем в далёкую Кандалакшу, откуда Дмитрий & Co в 2019 году работали в IOTA Contest`e.

Для меня это первое путешествие на Русский Север – тем более, что дальше Великого Новгорода я севернее и не бывал.

Немного приготовлений, переписок с третьим участником – Алексеем RA1QY, и вот…

День первый… Наступило утро 23 июля, в 5:30 утра за мной заехал на машине Дмитрий R3GM, и мы отправились в Череповец, где к нам должен был присоединиться Алексей RA1QY.

Выехали довольно быстро на Елецкое шоссе, попутно проведя связь на 2м с Виктором UA3GPM, начали наше путешествие. Московская трасса М4, новый ЦКАД, Сергиев Посад, Рыбинск, Пошехонье, ужасный участок дороги до Череповца…

Острова Белого моря или путешествие за Полярный Круг
Остановились на обед в лесу Ярославской области

Редкие лесополосы Центральной России, расположенные по пути нашего следования, сменили сосновые и еловые дремучие леса Ярославской области с редкими берёзовыми рощами, и, вот – через 12 часов пути, преодолев около 1000 км, в 18 мск уже встретились в Череповце с Алексеем.

Загрузив вещи Алексея, недостающую в экспедиции аппаратуру, бензогенератор и прочую мелочёвку в машину, мы отправились отдыхать и набираться сил перед завтрашней частью пути в Кандалакшу.

Острова Белого моря или путешествие за Полярный Круг

Чем лично мне запомнился Череповец? Чистый, уютный город в Вологодской области. Широкие проспекты и улицы, много зелени и это несмотря на

соседство с Северсталью.

День второй… Проснувшись, и немного перекусив, мы продолжили своё путешествие. Впереди нас ждала уже Карелия – город Медвежьегорск. До него около 850 км от Череповца. Пейзажи Вологодчины, с её ельниками, осинами и редкими берёзками, начали сменяться уже стройными карельскими берёзками, раскидистыми соснами, валунами, небольшими

ручейками, зелёными лугами, озерцами и речками Республики Карелии.

 

Алексей RA1QY имел предварительную договорённость с Михаилом RN1NHB, который подыскал нам на ночь трёх комнатную квартиру в Медвежьегорске. Встретились с Михаилом в Пиндуши (посёлок городского типа в Медвежьегорском районе Республики Карелия) – я б сказал, что это пригород Медвежьегорска), сфотографировались на память все вместе,

ну и поехали за ним в сам Медвежьегорск. Решили не рисковать и оставить авто на ночь у Михаила во дворе частного дома, а оттуда на своём «боевом» УАЗике типа Патриот нас на место ночного отдыха отвёз сам Михаил. Разместившись на съёмной квартире, скоротали вечер за разговорами с Михаилом, обсуждением планов на будущее и вообще просто за жисть J Договорились, что завтра около 6 утра нас заберёт Михаил и доставит до места ночного пребывания нашего автомобиля.

Острова Белого моря или путешествие за Полярный Круг

Чем лично мне запомнился Медвежьегорск? Тихий, небольшой городок на берегу Онежского озера, севернее Петрозаводска в центральной части Республики Карелия с населением чуть больше 10 000 человек. Окружён живописными скалами и песчано-гравийными холмами, покрытыми хвойными лесами. Из запомнившихся достопримечательностей: на въезде в город со стороны Вологды, вас встречает высокий забор местного исправительного учреждения с колючей проволкой по периметру, довольно высокая Медвежья гора, памятник С.М. Кирову и постоянный птичий гомон со стороны Онежского озера . Где-то здесь снимали фильм «Любовь и голуби», но это в следующий раз. Жилой фонд ещё советской постройки, но как-то уютно и по-домашнему хорошо.

Что было удивительно для меня, как жителя Центрального Черноземья, так это полное отсутствие газофикации выше Вологодской области: в лучшем случае электрическое отопление и электрические котлы отопления, в худшем – печка и поленницы с дров рядом с домом.  Цены на электроэнергию довольно высокие – более 5р за 1 кВт⋅ч. И это при том, что недалеко Кольская АЭС и Нивская ГЭС. Эх, широка страна моя, Россия, а газа на всех не хватает даже в довольно густонаселённых районах L

В самом Медвежьегорске есть условно газифицированные дома, где во дворах закопаны газгольдеры ((от англ. gas holder) — резервуар для хранения газообразных веществ, таких, например, как сжиженный природный газ), а оттуда уже по газопроводам распределяются по многоквартирным домам, но вы сами понимаете, что это всё не то. Правда в самой Вологодской области видел три стройки газопровода, но куда прокладывается газопровод не совсем понятно.

 

День третий… Проснувшись чуть позже четырёх утра, я налил чашечку ароматного кофе, я вышел во двор – благо квартира располагалась на первом этаже и весь путь занял не более 20 секунд: пять ступеней лестничного марша, и ты уже на свободе. А на улице красота: утреннее солнышко озарило фасады и крыши домов, тишина, свежий бриз с Онеги, крики чаек, кряканье уток, громкие крики «га-га-га-ррра», далёкие гудки теплоходов и сухогрузов… Лепота, тишь и благодать…

Легко позавтракали, дождались Михаила (отдать должное – он приехал даже раньше назначенного времени), приехали за машиной.  Провожать нас вышла довольно упитанная и пушистая кошка.

Острова Белого моря или путешествие за Полярный Круг

Без лишних проволочек поехали далее на север уже в Кандалакшу к Белому морю. Местность менялась прямо на глазах: стало попадаться больше камней и валунов по разным сторонам трассы Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск (Р-21 «Кола»). Дорога широкая, прямая, местами крутые извилистые повороты, но без этого никуда. Что поразило: небо на севере: оно не такое, как в Липецке – нет, не голубое, а именно бездонное синее небо с белым солнечным светом (даже больше в сторону тёмно-синего оттенка).

Пересекли условную линию Полярного круга, немного задержавшись для фото на память.

Острова Белого моря или путешествие за Полярный Круг

До Кандалакши осталось чуть менее 100 км… Время и дорога в хорошей компании друзей-радиолюбителей пролетели незаметно и вот мы уже на пирсе в Кандалакше, который местные жители почему-то называют Япония. Время прибытия около 12:40 мск. Позади 550 км. На 14 мск зафрахтован катер, который нас доставит на остров Малый. Быстро разгружаем машину, Дмитрий с Алексеем уезжают за покупкой ГСМ, питьевой воды и провианта на ближайшие трое суток. Я же тем временем доупаковываю разную мелочёвку по картонным коробкам, тихонечко переношу на пристань поближе к катеру наши вещи.

Минут через 40 возвращаются Дмитрий с Алексеем, быстро загружаемся на катер и отправляемся по волнам Белого моря на остров Малый. Ощущения незабываемые – катер, рёв мотора, свежий морской ветер за кормой и бескрайнее Белое море. Впереди работа в северном эфире спецпозывным и активация ещё одного острова!

Выгрузка на остров прошла успешно. После короткой рекогносцировки местности,

устанавливаем антенну Cushcraft AP-8, ставим палатку, разворачиваем первое рабочее место, запускаем бензогенератор и Дмитрий выходит в эфир с острова Малый IOTA EU-162 спецпозывным RZ20LH. Зовущих шквал, темп сумасшедший, адреналин в

крови закипает J  Рядом с местом установки антенны находилось гнездо чаек, и они всё время на бреющем полёте контролировали нашу деятельность на острове. Временами зависая в воздухе на одном месте и чем-то напоминали квадрокоптеры (хотя кто их знает – может быть это и были квадрокоптеры? И за нами постоянно следили? J)

Не теряя времени, я с Алексеем, продолжаем разворачивать второе рабочее место и устанавливать антенны на 10, 18 и 21 Мгц, сделанные на обычных рыболовных удочках.

Всё. Мы в эфире с 2х рабочих мест, 2 диапазона, 2 разных вида модуляции.

 

Ночь, пролетает незаметно. Хотя это время суток сложно назвать ночью, так как полярный день и довольно светло, как у нас сразу после захода Солнца: всё видно, свет приглушённый – можно читать книгу или газету без всяких проблем и затруднений.

 

Прохождение тоже радует: слышно много станций из Европы, Северной Америки, Европейской и Азиатской России. Желающих провести с нами радиосвязь по-прежнему очень много. С удовольствием провожу радиосвязи с земляками: UA3GFX, RT3G, RU3GF, UA3GT и другими.

Алексей научил основам цифровой связи – первый мой опыт работы в цифре (если честно, то не очень-то и понравилось. Если уж совсем нет прохождения в эфире, то можно и «попиликать»: связь длится слишком долго для меня – иной раз уходило до 2х минут на 1 QSO.

Но есть и ложка дёгтя во всей этой бочке мёда: работа в эфире с северных широт имеет особенность: очень глубокие QSB. Реально пример: вызывает радиостанция, отвечаю, даю рапорт, перехожу на приём и тишина… Снова повторяю позывной, рапорт, а в ответ снова тишина и секунд через 10 из-под шума эфира начинает «выползать» сигнал от 0 баллов до 9+30, а потом снова полный GUHOR.

Поздно вечером прокручиваю длинноволновый и средневолновый радиовещательные диапазоны – ни одной «вещалки» в эфире. На диапазоне 80м слышны только близлежащие станции из Архангельска и Мурманска. Еле-еле удаётся связь с Юрием UA3GX. Всего связей 20 «вымучили» на восьмидесятке.

Отсюда напрашивается вывод: во время полярного дня – на диапазонах ниже 40м делать нечего.

Сам остров получается, как бы двухуровневым: на верхней площадке много растительности, сосны, а на нижней площадке, где мы и разместились, кроме камней, лишайников ничего и нет. Разве что толокнянка обыкновенная (она же Медвежье ушко в простонародье) заполонила весь небольшой клочок суши.

А вокруг бескрайние воды Кандалакшского залива Белого моря, лёгких шёпот прибоя, редкие вскрики чаек и проплывающие вдалеке рыболовные катера. Романтика, однако…

На южной оконечности острова расположен действующий световой маяк. Никаких тебе комаров, мошки и прочих неприятных летающих насекомых – их просто сдувал постоянно дующий восточный ветер.

День четвёртый и пятый…  Продолжаем наслаждаться жизнью и заниматься своим любимым хобби. Дмитрий сходил на разведку за грибами и вернулся с довольно большим количеством грибов подосиновиков.

Быстренько помыли, почистили и решили сварить грибной суп! Но, крупы, среди закупленного провианта, не оказалось. Предложил вместо крупы использовать макароны, коих было в избытке. Так и вышли из сложившегося затруднительного положения.

Суп получился на славу! Аромат грибов просто неописуемый – его просто невозможно описать (Для вкуса добавили 1 банку тушенки и без крупы даже вкуснее получилось)

М-м-м, пальчики оближешь! Честно признаюсь: такого вкусного блюда, да ещё в компании таких уважаемых друзей – я никогда не кушал.

Обсуждаем дальнейшие планы по активации острова Малый Берёзовый и чьим позывным мы будем оттуда работать. Выбор пал на позывной R5GF/1. Ну, что ж – довольно неплохой позывной, звучит неплохо и мне очень даже нравится.

Но, всё имеет своё начало и свой конец. Потихоньку наступал момент, когда нас должны были забрать с острова Малый. Около 12:30 начали сворачивать место нашего первой работы в эфире. С южной стороны ветерок начал крепчать и на небе облачка стали перемежаться с тучками. Вода прибывала прямо на глазах – начинался прилив (или как называют это явление местные аборигены – большая вода). В итоге около 17 часов нас застал небольшой дождик с штормовым ветром. Температура опускается с +18 градусов до +12 по шкале Цельсия. Благо палатку не стали сворачивать и все наши вещи сгруппировали в центре нашего импровизированного шека. Я с Алексеем встали по углам палатки, и таким образом держали всё удары стихии. Ветер рвал и пытался унести нас вместе с палаткой с этой бренного острова, как что-то чуждое и инородное. В голове почему-то всё это ассоциировалось с детской повестью Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» про Элли и летающий домик.

Но дождь закончился так же внезапно, как и начался. Свернули палатку и стали ожидать прибытия катера. Договор с капитаном катера был на шесть часов вечера и около 18 часов послышался шум мотора и показался катер. Я высказал мысль вслух: «Это ж как надо любить деньги, чтобы быть таким пунктуальным!», чем немного разрядил обстановку и повеселил двух «робинзонов».

Быстренько загружаемся на катер, прощаемся до будущих встреч с островом Малый и вперёд на активацию острова Малый Берёзовый!

 

Кандалакшский залив Белого моря имеет довольно скалистое дно со множеством острых краёв и перепадом глубин: от 40 м в западной части до 350м в восточном направлении. Находясь в катере чувствуешь себя каким-то маленьким человечком и осознаёшь всю бренность бытия, отдав свою жизнь в руки капитана катера и полагаясь на его профессионализм. Но время в пути проходит быстро и вот уже нас встречает остров Малый Берёзовый своим величественным видом соснового бора и огромных камней.

Снова выгружаемся, разворачиваем позиции и вот мы снова в эфире с другого острова.

Немного отступлю от повествования наших приключений – когда начали развёртывание своего очередного места дислокации на острове Малый Берёзовый, выглянуло солнышко, и температура поползла вверх. Влажность под 100%, температура около 22 градусов, а мы одеты «по погоде» – в куртках, резиновых сапогах и прочей экипировке. Вылезло несметное количество комаров и мошки на наш вкусный запах и молодую кровь – лезут и в нос, и в рот, и в уши. Пот градом, но мы продолжали стойко идти к цели – выйти в эфир с нового острова.

Итак, около восьми вчера на диапазоне 20м зазвучал позывной R5GF/1.

Европа отвечает хорошо, а вот направление Центральной России и Азию от нас закрывает сам остров высотой около 50 метров. Но времени на передислокацию мало и решили отработать таким образом. Ближе к ночи появляется в эфире станции из Латинской Америки: как в телеграфе, так и в цифре.

Сам остров намного больше предыдущего, покрыт довольно буйной растительностью и соснами. Те же валуны, камни и скалистые берега. В середине острова располагается самый большой камень-валун высотой около 2,5м и в большем диаметре около 10м.

Под ногами всё та же толокнянка обыкновенная – очень мягко ходить по такой подстилке. На противоположном берегу видны «следы» пребывания предыдущих гостей – камни сложены друг на друга в высоту и оставлен заботливо сложенное кострище диаметром около 1 метра и так же высотой около 1 метра. С этой части острова видны острова Олений и Большой Берёзовый (это заповедник и просто так туда не попасть – нужно специальное разрешение).

Со мной на этом острове произошёл небольшой казус: сменив Дмитрия за трансивером, я решил поработать немного в SSB. Ничего не предвещало ничего плохого: надеваю гарнитуру, выбираю свободную частоту, даю общий вызов и в ответ тишина. Ладно, я не гордый – второй раз повторяю общий вызов, даю информацию откуда мы работаем, перехожу на приём и – снова тишина в наушниках. Хорошо, я упрямый – третий раз повторяю это незамысловатую процедуру и снова тот же результат. Отвожу глаза в сторону трансивера, а микрофон-то и не подключен к трансиверу! Дело всё в том, что утром у нас на первом рабочем месте отказал переходник USB-RS232. Дмитрий, вооружившись скальпелем и кусачками, провёл ювелирную трепанацию переходника и 60ти ваттным паяльником припаял отвалившиеся концы. Всё заработало в CW, но при этом отсоединённые штекера не были возвращены на свои места, кроме наушников. Сей факт работы меня в эфире с отсоединённым микрофоном повысил градус веселья Дмитрия и Алексея, и они ещё долго по-доброму подшучивали надо мной по дороге. Вот так я опростоволосился.

Не, ну а с кем не бывает-то? Разве только лишь с тем, кто и не делает ничего.

День шестой… Время пролетает быстро и уже пора готовиться к отправлению на материк.  Снова загружаемся на прибывший катер и отходим в сторону Кандалакши.

Прибываем, загружаем вещи в машину, размещаемся в мотеле под незамысловатым названием «На Речной», размещаемся, принимаем душ и отправляемся на такси в кафе отпраздновать окончание первой части экспедиции, ну и по дороге закупаемся разными сувенирами для родных и близких. Кафе «Гринвич» небольшое, но блюда по липецким меркам просто огромные. Так что кто в следующий раз решится посетить Заполярье, то будьте внимательнее при выборе блюд – смотрите на вес готового блюда.

Чем мне запомнилась Кандалакша: город небольшой, всё компактно – опять же дома постройки советского периода. Люди приветливые, дружелюбные. Сколько не спрашивали какую-либо информацию – всегда остановятся подскажут. Единственно на что обращаешь внимание – коренные северяне роста невысокого (в основном коренные жители — это карелы и саамы (близкие родственники наших алеутов и других жителей Крайнего Севера России) и я чувствовал себя немного некомфортно, как Гулливер среди них.

Возвращаемся в мотель и засыпаем сладким сном, набираясь сил для продолжения нашего путешествия по Русскому Северу.

День седьмой… Проснулись рано утром, решили испить кофейку на дорожку из мотеля. Задачка: есть электрический чайник, но ни одна из свободных розеток не функциклирует должным образом. Имеется розетка, к которой подключен телевизор, но длинны шнура от подставки электрического чайника не хватает, чтобы поставить на ровную твёрдую поверхность. Пришлось держать на весу, чтобы хоть как-то воспользоваться сим чудом инженерной мысли под названием электрический чайник и получить желаемый продукт в виде кипятка. Но это всё хорошо, а путь сам по себе не укоротится и ехать почти 850 км до Вытегры всё равно придётся. Выезжаем в путь-дорогу.

Незадолго до пересечения Полярного Круга начинает моросить дождик. Настроение сонное.

По дороге покупаем гостинцы домой – варенье из морошки (если честно, то мне не понравилось: на вкус что-то среднее между чёрной смородиной с привкусом облепихи, но моим девчонкам понравилось). И вот, спустя 10 часов дороги въезжаем в Вологодскую область и чуть позже в город Вытегру. А там солнечно и намного теплее. Алексей заблаговременно забронировал нам двухкомнатную квартиру на ночь. Размещаемся, договариваемся на завтра с Иваном, который нас отвезёт по реке Вытегре на Вытегорский световой маяк. К сожалению, ныне не действующий, но это не умаляет его значения. Договариваемся на раннее утро с лодочником и отправляемся на пристань, где пришвартована подводная лодка Б-440 и из которой сделали музей.

Громадное сооружение, хоть и списанное со счетов Минобороны из-за возраста, с демонтированной частью оборудования, но величие и мощь советских подводных лодок вызывает уважение за свою Родину Советский Союз. Захотелось уе выпустить пару торпед в сторону Вашингтона через лондонский Вестминстерский дворец, но, к сожалению, торпед в отсеках не оказалось.

Вот так разочарованные отсутствием торпед, но очарованные мощью и гордостью за наших строителей подводных лодок, мы отправились отдыхать и пополнять съестные припасы.

День восьмой… Проснулись, на скорую руку сварганили завтрак, отправились на пристань реки Вытегра, где нас уже поджидал Иван – наш капитан лодки.

И ровно в 6 утра снова в путь по Волго-Балтийскому каналу в Озёрное устье Онежского озера к Вытегорскому маяку.

Разместились, развернули позицию, антенны и снова в бой! Точнее в эфир позывным RM20LH.

Маяк стоит на возвышенности, окрашен в чёрно-белый цвет, что говорит он его неработоспособности. Рядом покосившиеся дома и надворные постройки, оставшиеся от смотрителя маяка, который когда-то там жил и работал…

Около 9 утра в нашу сторону направляется моторная лодка с одним человеком и собакой. Как выясняется – завтра День Военно-Морского Флота России и День рыбака и вскоре сюда должны прибыть минимум человек 20. Вечером намечается дискотека, живая музыка. Вот так незадача.

Ну, делать нечего – мы в эфире. Отвечают активнее, чем в Кандалакшском заливе. Всё же расстояние даже в 600-800 км сильно сказывается на приёме.

Часам к трём дня, народа рядом с нами уже человек 30-35 и они всё прибывают. Решаем, что у нас уже более 1000 QSO и свой план-минимум мы уже выполнили. Поработать в эфире всё равно не дадут, ну и отдыха никакого не получится. Принимаем нелёгкое решение, что будем сворачиваться, хоть и анонсировали работу в эфире на сутки. Дмитрий уходит обзванивать свободные номера в гостиницах и съёмные квартиры в Вытегре. Минут через 30 возвращается с не очень хорошими новостями – ни номеров, ни квартир свободных нет. К нам подходят 2 уже изрядно отметивших праздник мужского пола рыбака с расспросами: «Кто мы? Что мы? А может быть мы казачки засланные и нужно сообщить в ФСБ?» Дмитрий со свойственной ему дипломатией, нивелирует все «острые» вопросы.  Мы с Алексеем продолжаем работу в эфире.

Сворачиваемся, продолжаем параллельно обзванивать гостиницы, ожидаем нашего лодочника Ивана, прибываем в Вытегру.

Всё. Экспедиция завершена.

Решили пойти поужинать в кафе. Пошли гулять по городу в поисках подходящего места для нашего ужина. Выясняем, что все кафе в Вытегре работают либо с понедельника по пятницу, либо до 20 часов вечера. Дмитрий заходит в первую попавшуюся гостиницу – и вот удача! Есть трёхместный номер, несмотря на объявление на дверях, что номеров нет J

Размещаемся, заказываем ужин в номер, делимся впечатлениями о проделанной работе. Ловлю себя на мысли, что это наш последний вечер втроём. Немного грустно и радостно одновременно. Ложимся спать.

День девятый… Завтракаем в ресторане гостиницы и выдвигаемся в сторону Череповца. В 13 часов прибываем в сам славный город Череповец, выгружаем вещи Алексея, прощаемся и едем дальше с Дмитрием в Рыбинск Ярославской области.

Часа через три мы уже на берегу Рыбинского водохранилища, размещаемся в номере гостиницы. Недолгие разговоры с родственниками по сотовому телефону, и мы отправляемся гулять по Рыбинску.

Зашли в детский парк, сфотографировали скоростной речной теплоход «Метеор», который теперь стоит в парке в качестве памятника. Дошли до набережной, вода грязная и «зацвела». местную молодёжь это не останавливает – народа довольно много на набережной, многие купаются. Побродив по набережной и городу, возвращаемся в номер отеля, ужинаем и ложимся спать – завтра последний переезд до родного города.

День десятый… Завтрак, и около 800 км впереди. Проезжаем знакомые места, выезжаем на ЦКАД, сворачиваем на М4 и в 17:30 мы уже в городе.

ИТОГИ: – позади почти 5000 км на автомобиле;

– 10 дней пути;

– более 4000 QSO с двух рабочих мест разными модуляциями (CW, SSВ, FT-4 & FT-8);

– масса положительных эмоций и заряда позитивной энергии на следующие поездки;

– мой первый опыт работы в эфире цифровыми видами связи;

– новый друг в Череповце, который имеет огромнейший опыт и умеет работать в команде.

По поводу мобильной связи и мобильного интернета. С собой у меня было 2 сим-карты от МегаФон и МТС. До Подмосковья покрытие более-менее стабильное, в Ярославской области местами бывают провалы. В Вологодской области в сторону Карелии бывают участки где нет сотовой связи вообще минут по 10-15. Карелия тоже местами присутствует связь, но можно ехать и по 30-40 минут без присутствия какого-либо присутствия сигнала сотовой сети от слова совсем. В крупных сёлах или небольших городках даже проводной Интернет бывает по устаревшей технологии ADSL L.  От центра Карелии до Кандалакши есть участки, где отсутствует связь по 50-60 минут. На самих островах Кандалакшского залива был стабильный EDGE, который позволял беспрепятственно отвечать на звонки и получать-отправлять текстовые сообщения в WhattsApp`е. На острове Малый временами «долетал» сигнал 3G, а при очень хорошем стечении обстоятельств и поиска места, удавалось даже ловить сеть четвёртого поколения. На острове Малый Берёзовый чистый 2G. Но один раз удалось зацепить сеть 3G. На Вытегорском маяке не всегда связь присутствовала: она то есть, то через пару секунд отсутствует напрочь.

У меня остаются 2 вопроса, на которые я не смог найти ответа:

  1. почему остров называется Малый Берёзовый, хотя там произрастают одни лишь сосны и редкие кустарники?
  2. откуда в сосновом лесу грибы подосиновики? Может быть грибники или микологи подскажут, если будут таковые среди осиливших данное повествование.

А вообще, самое трудное в поездке было не дорога длинной 5000 км, а погрузка-разгрузка на катер и разворачивание – сворачивание позиции, когда ты выкладываешься на все 120% в течении 1-1,5ч. Когда ты работаешь в команде и чувствуешь плечо товарища по команде – это непередаваемые ощущения.

 

Спасибо всем, кто нас звал и помогал «спотить» нас. Просто огромное человеческое Вам спасибо!

73! de R5GF

 

Читайте также ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ «ДРУГ РАДИО»

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сообщить об ошибке на сайте

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: