РАДИОДЕСАНТ НА ОСТРОВ БОЛЬШОЙ БЕГИЧЕВ
Василий КАНДРАШИН
UA0QMN
Город Удачный изобилует количеством радиолюбителей, занимая одно из первых мест в Республике Саха (Якутия) по числу радиолюбителей на тысячу жителей.
Собираясь в городском радиоклубе на RX0QWW, мы часто обсуждали наши насущные проблемы. Как-то, возвратившись из тренировочной поездки на Северный полярный круг в апреле 1999 года, будучи весьма удовлетворёнными её результатами, мы загорелись идеей осуществить островную экспедицию. Ближайшим к нам островом в Арктике оказался Большой Бегичев – всего-то 860 км по прямой!
Эта идея долго не могла осуществиться по ряду причин, по большей части экономических.
И когда ещё в январе этого года нам предложили осуществить вылазку на остров, радости не было конца. Мы даже растерялись вначале от неожиданности. Василий Кандрашин (UA0QMN) и Александр Авдеев (UA0QBR) сразу стали оценивать свои возможности и просчитывать варианты. Мы были ограничены жесткими рамками по загрузке вертолёта, и надо было максимально «ужаться» по аппаратуре и антеннам. Остановились на варианте с одним трансивером без РА, антенной CZ-56 XXL на ВЧ- диапазоны и диполи на 40 и 80 метров.
В качестве источника энергопитания нам был выделен бензоагрегат “HONDA” во временное пользование с тем, чтобы потом оставить его местным жителям в качестве подарка от Удачнинского ГОКа. Кстати, забегая вперёд, надо сказать, что именно благодаря нашему горно-обогатительному комбинату в лице Юрия Корякина, нам удалось осуществить поездку на Большой Бегичев. Именно Юрий Корякин первым узнал о возможном выполнении спецрейса на остров с грузом гуманитарной помощи островитянам и приложил огромные усилия по организации доставки и возвращения радиолюбителей.
По составу экспедиции вопросов не возникало изначально: это UA0QBR и UA0QMN, но за три дня до вылета возникли проблемы со здоровьем у UA0QBR. Поэтому лететь было предложено мне, хотя я и не являюсь опытным оператором. Вероятно, жизненный опыт бывшего строителя ЛЭП на просторах Якутии и ежегодный сплав на плоту по местным рекам определил мою роль в составе экспедиции.
Сборы были недолгими. За полдня Василий демонтировал с крыши и разобрал свою CZ-56XXL, подготовил диполи на НЧ диапазоны. В течение суток «обкатали» бензоагрегат, т.к. он был ещё абсолютно новым. Закуплены продукты с расчётом на неделю, о чём потом жалели, потому что известная мудрость гласит: «Идёшь в тайгу на день – бери еды на три дня». Но всему вина – пресловутый лимит по загрузке. И, наконец, 27 марта, в 10 часов наш «МИ-8» вылетел из аэропорта Полярный (аэропорт г. Удачного) и взял курс на север.
Первую посадку мы совершили в посёлке Саскылах – административном центре Анабарского улуса, на территории которого и находится о. Большой Бегичев. Нужно было дозаправить вертолёт и взять на борт Ивана Прокопьевича Большакова – главу родовой общины острова. Надо сказать, что территория острова отдана в общинное пользование роду Григорьевых. Община занимается разведением и выпасом северных оленей. Поголовье стада достигает 2500 голов, и это всё на 5-6 человек «обсуживающего персонала»!
Нас встретил И. Большаков, вертолёт заправили топливом и… И тут началось самое неприятное. Вылет борта задерживался. Причин несколько, но главная – неправильно оформленная заявка для входа в погранзону и позднее согласование маршрута полета с диспетчерами Красноярского края. Пошли радиограммы, вопросы, согласования и прочая волокита, на что ушло двое суток, и только благодаря личному участию и настойчивости командира Ми-8 Соломаха дело сдвинулось. Ещё бы сутки и можно было возвращаться, т.к. обратный рейс был заказан на 3 марта, и времени на разворачивание и работу экспедиции уже не оставалось. Плюс ко всему 30-31 марта проводился CQ WW WPX Contest. Казалось все было против нас, но все-таки 29 марта около 14 часов местного мы взлетели из Саскылаха курсом на Бегичев. Чуть больше часа полета – 270 км, но как все поменялось на земле – 20-30 км севернее Саскылаха еще видны какие-то деревья, а потом все, ровная как стол тундра, изрезанная ручейками и круглые блюдца озер засыпанные нетронутым снегом, ни следа, ни деревца, ничего…
Пролетели последний «оплот цивилизации» – поселок Юрунг-Хая – маленькая кучка одноэтажных домиков и гигантские склады горючего и продовольствия, остовы полузатопленных, вмерзших в лед сухогрузов и танкеров – морские ворота западной Якутии. Незаметно подлетели к краю земли, и вот оно – море Лаптевых, берега пологие и сверху можно и не отличить где начинается море, а где кончается суша, только по появившимся торосам, вздыбленным глыбам льда, можно было догадаться, что мы уже над Восточным проливом. Береговая линия острова показалась неожиданно из белой пелены, показавшейся нам с высоты каким-то туманом или дымкой. Несколько низких строений показались нам с вертолета какими-то бугорками, заметенными снегом по самые крыши и поэтому казавшимися такими низкими и маленькими. Подлетели к поселку, но никто не вышел встречать вертолет, сделали круг над поселком, прямо над крышами, может, спят, но так никого и не увидели.
Ладно, садимся, зашли на посадку рядом с домами прямо на галечную косу, вертолет «попрыгал» приминая снег и наконец окончательно прижался к земле. То, что с высоты казалось дымкой или туманом оказалось сильной низовой метелью, которая била по лицу снежной крошкой. Двигатель не глушили, пока мы разгружали вертолет Большаков пробежался по домикам и пришел с «радостной вестью» – никого нет, так что устраивайтесь сами, уголь, лёд найдете, живите в любом домике, далеко не ходите, короче удачи и пока… Залез в вертолет, который дунул на нас снежной крошкой и керосиновым выхлопом и улетел.
Мы остались одни на незнакомом, далеком от всего и всех, продуваемом усиливающимся ветром острове, 16-30 местного времени, солнце уже склоняется к горизонту, вокруг насколько хватает глаз ослепительная искрящаяся белизна… Сказать что у нас был шок значит не сказать ничего, но сказать что мы испугались и запаниковали – нет.
Осмотрев один из домиков, решили, что слишком большой, не протопишь, пошли смотреть другой – то, что надо – примерно 5х4 метра, хорошо проконопаченные стены из соснового бруса, такой же пол, два больших окна – на север и юг, посередине железная печь. Из мебели широкие нары, два стола, несколько табуреток и даже полированный шкаф вот это то «шэк»!
Нашли большие санки-нарты, перевезли свои вещи с места приземления к домику, привезенные для островитян продукты пока решили оставить на месте разгрузки, ведь мука и сахар не замерзнут. Поделив обязанности, приступаем к работе — я добывать топливо, лед, разжечь печурку, поставить чай, Василий в это время начал распаковывать антенну. Вот уже и печурка радостно гудит, на ней чайник набитый колотым льдом можно и помочь товарищу.
Сборка антенны CZ-56XXL фирмы «BRIZ» много времени не заняла, вроде можно и поднимать, но… Проблемы начались, когда стали искать точки крепления растяжек. Привезенные с собой заводские зимние колья (30 мм в диаметре, закаленные и заточенные) никак не хотели лезть в замороженный гравий, как мы не пытались их забить пятикилограммовой кувалдой, только звенели и выпрыгивали как резиновый мячик, кончились наши мученья сломанной кувалдой и пониманием того, что это бесполезно.
Ладно, пошли пить чай и думать, что делать – ну две боковых растяжки можно закрепить за углы домика, а еще две? Выход нашелся, как только вышли еще раз наружу – взяли одну двухметровую трубу, укоротив до восьми метров мачту, и забили ее прямо в глубокий сугроб под углом, нашли еще такую же трубу среди металла и сделали такой же якорь с другой стороны дома. К этому времени уже почти стемнело, ветер достиг, я думаю 20-25 м/с, но сомнений поднимать или подождать когда стихнет ветер, не было да и стихнет ли он? С помощью капронового каната, полиспаста и ролика мне пришлось поднимать восемь метров мачты с антенной одному, против сильного ветра, ведь кому то надо было и растяжки держать и натягивать, смотреть за вертикалью…
Поднялась даже проще и легче чем ожидали, для подстраховки оставили канат как дополнительные растяжки. Ветер трепал антенну, элементы согнулись, как тетива лука и дрожали на ветру, но крепеж был надежным и трубы-якоря прочно стояли в плотном снегу. Наконец-то можно было зайти внутрь и передохнуть в тепле. Проложили кабели, распаковали привезенный в подарок островитянам генератор “HONDA”, отогрели трансивер FT-920, а когда завели генератор и включили свет – вот тогда стало понятно, что это все мы сделали вдвоем, появилась маленькая гордость. Собрав не хитрый ужин, я «покормил огонь» (якутский обычай жертвоприношения духам, с просьбой принять нас) плеснув в печь изрядную порцию спиртного, духи благосклонно приняли наш дар, отблагодарив ярким протуберанцем. Вот теперь можно и нам было принять боевые сто грамм, а потом и отметить мое 50-тилетие со дня рождения, которое я отметил в такой обстановке и в таком месте – это был самый лучший подарок – день рождения на острове.
UA0QMN с нетерпением поглядывал на трансивер, и, не выдержав, сел работать прямо на пол, поставив 920-ый на низкую табуретку. Включаем 20-ку и тут же попадаем на о нас – «где же ребята, двое суток как улетели и не слуху ни духу» на радостях кричим, вклиниваясь в разговор, – «да здесь мы, здесь» что тут началось, не рассказать словами, это можно только услышать. Спасибо барнаульским ребятам RA9YN, UA9YE и RU9YF за их терпение и веру в нас, помогли связаться и с базой в Удачном, и посчитали QTH локатор по координатам, показанным нашей GPS — 74° 07’50,1” северной широты и 112° 18’06,3” восточной долготы.
Читайте также Острова Белого моря или путешествие за Полярный Круг