5 декабря 1938 года был основан Государственный дом радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ).

10

История существования Государственного Дома радиовещания и звукозаписи насчитывает более 60 лет. Днем основания ГДРЗ считается 5 декабря 1938 года. В этот день в его стенах была произведена первая студийная запись Второй венгерской рапсодии Ференца Листа в исполнении оркестра Большого театра под управлением А. И.Орлова.

 

5 декабря 1938 года был основан Государственный дом радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ).
Проект дома Радио архитекторов Душкина, Мордвинова и Соломонова, который получил первую премию. Из журнала “Строительство Москвы” за 1933 год (№12).

В 1934 году Московским Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов было принято постановление о начале строительства Дома звукозаписи на углу улицы Малая Никитская и Вспольного переулка.

Здание Дома Звукозаписи было построено на месте снесенного храма «Святого великомученника Георгия Победоносца, что на Всполье», в котором П. И. Чайковский венчался со своей женой А. Милюковой. Застройщиком был определен Грампласттрест, поскольку изначально Дом Звукозаписи планировался как фабрика по выпуску грампластинок.

Авторами проекта 7-этажного здания в стиле «сталинский ампир» были назначены архитекторы А. Земский и А. Туркенидзе, развернувшие грандиозное по тем временам строительство. Внутренние студийные армированные стены были толщиной в три кирпича с воздушной прослойкой и двойным остеклением богемским стеклом. Строительством руководил молодой ученый И. Е. Горон, ставший впоследствии первым директором ДЗЗ, автор учебников по радиовещанию, на которых выросло не одно поколение специалистов, в том числе, и работников Дома звукозаписи.

Три основных студии для акустической изоляции были спроектированы по расчетам И. Е. Горона отдельными зданиями с изолированными фундаментами. Во 2-й студии были изготовлены и установлены специальные вращающиеся колонны, позволявшие менять акустическую обстановку, что отвечало последнему слову науки.

Открытие основных цехов Дома звукозаписи было приурочено к празднованию 21 годовщины Октябрьской революции и 6 ноября 1938 года они было впервые введены в эксплуатацию

ГДРЗ был создан на основе множества разбросанных по городу всевозможных студий, мастерских и лабораторий звукозаписи. Одним из предшественников ГДРЗ был Всесоюзный радиокомитет (ВРК) при Наркомате почт и телеграфов, переименованный в 1933 году во Всесоюзный Комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете Народных Комиссаров СССР. Он располагался в Путинковском переулке, в обычном четырехэтажном доме, и в его распоряжении было на тот момент всего несколько аппаратных политического иновещания и две аппаратные внутрисоюзного вещания.

В помещениях Центрального телеграфа также размещались аппаратные звукозаписи, в которых, в основном, проводились записи театральных постановок, в дальнейшем известных радиослушателям как спектакли цикла «Театр у микрофона». Из этих студий на всю страну вещали голоса героев страны: Чкалова и Белякова, Папанина и Шмидта, отсюда транслировались так называемые радиомосты.

Звукозапись производилась тогда и на Кропоткинской улице в Доме Ученых, и на Солянке во Дворце Труда, и на Кузнецком мосту. Первая звукозаписывающая аппаратура представляла собой так называемые «грамстолы», где звукозапись производилась на восковые диски, с которых делали специальные металлические пластинки-матрицы, а уже с них – обычные грампластинки. Для записи и воспроизведения использовались киноаппараты фирмы «Кинап», при помощи которых звук записывался на звуковую дорожку кинопленки.

По этому же принципу работали аппараты «Шоринофоны», названые по имени ленинградского ученого-инженера Шорина. В качестве звуконосителя использовалась также кинолента, на которую специально заточенным резцом наносилась сигналограмма.

Такая несовершенная аппаратура использовалась также и для внестудийных записей и перевозилась по городу на двух грузовиках в сопровождении звукооператоров, которыми, как правило, были женщины (наши ветераны Л. Кокунова, А. Генкина, О. Спасская и другие). Но все эти студии не могли справиться с возрастающим объемом работ. К тому же, ни одна из них не могла обеспечить запись музыкальных программ, и тем более, выступлений больших коллективов: оркестров, хоров, различных ансамблей. Артисты Большого театра С. Козловский, С. Лемешев, Н. Обухова и другие в письме на имя В. М. Молотова призывали правительство СССР озаботиться строительством единого Радиодома, в рамках которого возможно было бы осуществление подобных проектов.

С началом Великой Отечественной войны в здании Дома звукозаписи, в глубоком подвале, были оборудованы две маленькие речевые студии. Их строительством и акустической обработкой занимались инженеры-акустики В. Рудник, Г. Тер-Осипянц.

Также в 1941 году на 2-ом этаже была построена первая телефонная станция на шнурах, которой руководила инженер Е. Василевская. А в гальваническом цехе на 3-м этаже, наряду с изготовлением матриц для грампластинок, делали головки боевых снарядов.

Из подвала ДЗЗ транслировались военные сводки, объявлялась «воздушная тревога», и отсюда же в ночь с 8 на 9 мая Ю. Левитан оповестил мир об окончании войны. Хочется отметить, что в период с 1941 по 1945 годы изо всех действующих тогда радиодомов было передано в эфир:

– свыше двух тысяч сводок Совинформбюро;
– более двух тысяч выпусков «Последних известий»;
– около семи тысяч корреспонденций из действующих армий;
– около восьми тысяч передач «Письма с фронта» и «Письма на фронт».

После войны в Москву из Германии была привезена трофейная техника, среди которой были магнитофоны Р-22, ставшим первым принципиально новым носителем звука в Доме звукозаписи, два тонвагена для производства внестудийных записей, микрофоны, магнитофонная лента и богатая фонотека, впоследствии возвращенная Германии.

Наши операторы быстро освоили эту технику, дававшую огромные преимущества: теперь можно было производить монтаж при помощи ножниц и клея. С. Анинская вспоминала, как монтировала речь Молотова, устраняя его заикания.

В начале 50-х годов научно-исследовательский институт радиовещания на базе Московского экспериментального завода (МЭЗ) разработал и внедрил в эксплуатацию первые отечественные магнитофоны «МЭЗ-2», «МЭЗ-2М», с которых началась история отечественной магнитной звукозаписи на базе ДЗЗ.

После присоединения радиодома «Радиофильм» к ДЗЗ, последний получил статус Государственного Дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) при Совете Министров СССР, закрепившийся за ним официально в 1958 году. В это время ГДРЗ уже подчинялся Главному производственно-техническому Управлению (ГПТУ) Государственного Комитета по радиовещанию при Совете Министров СССР, который располагался в десятиэтажном полукруглом здании по адресу ул. Пятницкая, д. 25. Было принято решение этот дом достроить, замкнуть полукруг и эту часть здания сделать техническим корпусом ГДРЗ.

Уже к 1962 году в новом техническом корпусе на 4-м этаже начали функционировать три аппаратные: Центральные аппаратные внутрисоюзного вещания и иновещания и трансляционная аппаратная, в которую стекались все линии из транспунктов театров и концертных залов, стадионов и аэропортов, отовсюду, где только могли проводиться какие-либо мероприятия. Начальником цеха радиовещания была тогда О. Дмитриевская, а начальником цеха оперативной записи – А. Спасский, ветеран радиовещания, который в 1945 году в Потсдаме производил запись церемонии подписания исторического документа о заключении мира с Германией. Там же разместился цех измерений и ремонта, руководителем которого был А. Чуканов.

Работники цеха следили за исправностью всей техники десятиэтажного здания, а также огромного парка оборудования ГДРЗ на ул. Малая Никитская. На 5-м этаже разместился цех радиотелеграфных связей. Сюда стекалась информация со всей планеты. Здесь, на Пятницкой, был основан первый цех трансляций и внестудийных записей, начальником которого стал Ю. Терлецкий. А на Никитской во всю мощь работали два цеха: магнитной записи и копировальный, после объединения возглавленные З. Вишнепольским.

В ГДРЗ проводились уникальные документальные записи, записи лучших произведений отечественной и зарубежной литературы, классической и эстрадной музыки, составлявших фонотеку Всесоюзного Радио. Только в фондовой фонотеке, которая принадлежала ГДРЗ, в начале 70-х годов насчитывалось свыше 100.000 записей. Ежегодно она пополнялась новыми записями общим объемом около 400 часов звучания. Значительное количество записей ГДРЗ использовалось фирмой «Мелодия» для выпуска грампластинок. Магнитные фонограммы отправлялись на экспорт, проводился обмен записями с зарубежными радиодомами.

Также на базе ГДРЗ было основано производство измерительных лент для настройки магнитофонов и оборудована первая реставрационная аппаратная. В 1965 году ГДРЗ получил разрешение на пристройку к основному зданию на ул. М. Никитская. Через два года в строй вошла самая большая концертная студия № 5 (7736 куб.м), два литдрамблока № 6 и № 7 и малая музыкальная студия № 8.

Объем вещания, осуществляемый ГДРЗ, составлял 350 часов в сутки, из них 200 часов – иновещание, проводимое на 70 языках народов мира, и 150 часов внутреннего вещания. При таком объеме вещания брак в эфире был минимальным и не превышал 15 минут в год.

В 50-е годы мастера ГДРЗ осваивают стереофоническую запись, первые опыты которой проводились в Московском зоопарке звукорежиссерами Д. Гаклиным, А. Гросманом, звукооператором В. Таболиным и инженером В. Аксеновым. Во главе с Б. Меерзоном в ГДРЗ была создана лаборатория технологии, в которой проводились многочисленные опыты по совершенствованию стереозаписи, квадрафонии. Первые стереозаписи, сделанные в 1959, завоевали Гран-при на Промышленной выставке в Нью-Йорке. Уже в конце 70-х в их распоряжении появилось оборудование для производства многодорожечной записи, что позволяло записывать большие коллективы отдельными группами.

В конце 80-х годов наступила эра цифровой записи, а в 90-е годы аппаратные были полностью компьютеризированы. К 1995 году в ГДРЗ насчитывалось 8 музыкальных студий и 4 речевых студии, 2 литературно-драматических блока, 60 монтажных аппаратных, реставрационный комплекс, участок тиражирования, несколько трансляционных пунктов и передвижных звукозаписывающих студий.
Технический корпус ГДРЗ располагается по адресу улица Пятницкая, дом 25, а студийный корпус — по адресу Малая Никитская, дом 24.

5 декабря 1938 года был основан Государственный дом радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ).

8 апреля 2018 года Дом радио на Малой Никитской с самой большой в мире студией звукозаписи окончательно прекратил работу.

В его поддержку выступали Елена Ямпольская, Денис Мацуев, Алексей Рыбников. Теперь Государственный дом радиовещания и звукозаписи будет превращен в офисное пространство.

Место, в просторечии называемое москвичами Домом радио, ушло в историю. Это следует из информации, опубликованной музыкальным изданием «Звуки.Ру». Бывшая штаб-квартира телеканала «Культура» переходит ФГУП Издательство «Известия» Управления делами президента РФ (не имеет отношения к газете «Известия»).

Автор петиции в защиту ГДРЗ звукорежиссер Анатолий Вейценфельд указывает, что в комплексе до выселения находились первый в мире цифровой микшерный пульт Neve, цифровой многодорожечный магнитофон Sony DASH, а также почти музейного значения аналоговая техника. Однако основной предмет беспокойства главреда журнала «Звукорежиссер» составляют 1-я и 5-я студии, бывшие репетиционными точками для оркестров Юрия Башмета и Владимира Федосеева. Пятая студия является самой большой в мире, однако теперь только по своим размерам — оборудование вывезено, запись возможна только на простой портативной технике. «Студия №3 пока не разобрана, но туда никого не пускают. Студия №2 разгромлена, — пишет автор петиции. — В коридорах и аппаратных стоит разбитая аппаратура, валяются рулоны с лентой, кассеты, провода…» При возведении здания применялось строительство по заданным параметрам — под специальные нужды радио и звукозаписи.

Как произошла эта передача? Дело в том, что до сих пор здание принадлежало Росимуществу, которое в свое время передало его ВГТРК (в состав которого входит квартировавший тут телеканал «Культура») на баланс. Теперь гостелерадиохолдинг решил вернуть нерентабельный актив, и Росимущество передало здание издательству «Известия».

Менее года назад обращение с просьбой сохранить для ГДРЗ возможность работы по профильному значению подписывали председатель комитета по культуре Госдумы Елена Ямпольская, пианист Денис Мацуев, композитор Алексей Рыбников, а также множество членов Союза композиторов. Вопрос о сохранении ГДРЗ должен был обсуждаться на зимнем совете по культуре, однако этого не произошло. Теперь этот вопрос, видимо, решен окончательно.

Одной из причин автор петиции считает тот факт, что канал «Культура» не загружал мощности Дома радио достаточно для того, чтобы дать «эффективные» показатели. Теперь главной московской студией останется тон-студия «Мосфильма» — уже сейчас она загружена до лета, отмечает Вейценфельд.

Текст “Медузы”

«Музыканты молчат и боятся отстаивать студию».
Как легендарный Дом звукозаписи, которым теперь владеет Управделами президента, связан с кроссовками Дмитрия Медведева

В Москве с лета 2018 года обмениваются имуществом два госпредприятия: медиахолдинг «ВГТРК» и издательство «Известия» (уже не имеет отношения к одноименным газете и сайту). Главный актив, переходящий от ВГТРК к «Известиям», — Дом звукозаписи на Малой Никитской. Его поменяли на здание, в котором находится студия ток-шоу «60 минут» Ольги Скабеевой и Евгения Попова. Музыкальная общественность с прошлого августа пишет петиции к руководству страны: они считают, что новый собственник планирует ликвидировать уникальные студии, в которых записывались поколения академических музыкантов и до недавнего времени репетировали два национальных оркестра. Возглавляет издательство «Известия» 38-летняя Екатерина Смиренская — дочь бизнес-партнёра Владимира Дьяченко, который известен по расследованию Фонда борьбы с коррупцией «Он вам не Димон» как человек, на чьё имя Дмитрий Медведев оформляет заказы в зарубежных интернет-магазинах.

Первые слухи о передаче Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) издательству «Известия» появились летом 2018 года. В августе газета «Коммерсант» писала, что ГДРЗ передаётся с баланса государственного медиахолдинга «ВГТРК» в пользу ФГУП «Известия» в обмен на другие здания, в которых была заинтересована телерадиокомпания.

Обмен недвижимостью между несколькими государственными предприятиями не стал бы громкой новостью, если бы не студии звукозаписи и репетиционные помещения для оркестров под управлением Юрия Башмета и Владимира Федосеева. Академические музыканты и звукорежиссёры забили тревогу: они уверены, что при новом собственнике исторические студии с уникальными характеристиками погибнут, ценное оборудование демонтируют и выкинут, а здание превратят в бизнес-центр.

Появлялись открытые письма, обращения к президенту и руководству ВГТРК с просьбами сохранить студии ГДРЗ, обменять их на нежилые помещения Союза композиторов и фирмы «Мелодия»; за Дом звукозаписи вступалась глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская и многие деятели культуры первого ряда. Главный редактор журнала «Звукорежиссёр» и преподаватель кафедры звукорежиссуры ГИТИСа Анатолий Вейценфельд опубликовал петицию «к руководству страны» с просьбой не уничтожать уникальный комплекс. К апрелю 2019 года её подписали почти 60 тысяч человек.

Особенно специалистов волновала судьба пятой студии ГДРЗ. Так её описывает в комментарии «Медузе» Анатолий Вейценфельд: «Это фактически концертный зал, но построенный по принципу студии — „комната в комнате“, или „плавающая комната“, то есть стены студии отделены от стен здания амортизаторами, устраняющими любой механический шум. Это обычное дело для студий звукозаписи, но для маленьких, а студия такого размера (площадь 600 квадратных метров, объем около 8000 кубометров) — решение уникальное. Акустика этой студии настраивалась после постройки в течение 10 лет, пока не был достигнут максимальный результат. Ни один концертный зал так не устроен. Когда кто-то говорит, что „а вот можно же записывать в Большом зале Консерватории, там хорошая акустика“, — он расписывается в некомпетентности. Верхние окна там, извините, выходят на оживлённую улицу».

С Вейценфельдом согласен и Александр Кутиков, продюсер и музыкант группы «Машина времени», которая записывала в ГДРЗ свои первые песни: «Пятая студия — самая большая в мире, редкая по своим акустическим данным. Её смело можно назвать объектом культурного исторического наследия страны. Её уничтожение — просто кощунство, полное непонимание того, насколько важны подобные сооружения в мире. Удивляет, конечно, и то, что музыканты классического жанра, которые годами записывались в этой студии, молчат и боятся отстаивать её».

«Руководство страны» упомянуто в петиции Вейценфельда не просто так: владелец издательства «Известия» — Управление делами президента. Большинство опрошенных «Медузой» сотрудников студий и музыкантов из оркестров, чьи репетиционные базы находились в здании ГДРЗ, отказались комментировать ситуацию даже на условиях анонимности.

Что на самом деле происходит со студиями.

По данным Росреестра, передача здания ГДРЗ в пользу «Известий» произошла по распоряжению Росимущества от 1 июня 2018 года. На распоряжении стоит отметка ДСП — «для служебного пользования», то есть его пытались засекретить. Акт приёмки-передачи подписан 25 декабря того же года, а полноправным владельцем здания издательство «Известия» зарегистрировано 25 января 2019-го.

Но ГДРЗ — лишь часть большого обмена недвижимостью, произошедшего между двумя госпредприятиями. ВГТРК передала «Известиям» не только здание ГДРЗ на Малой Никитской со всеми соседними строениями, но и свои помещения в «Доме радио» на Пятницкой, 25, общей площадью почти 30 тысяч квадратных метров. Обмен получается не вполне равноценный, потому что от «Известий» ВГТРК получает примерно на десять тысяч квадратных метров меньше: им переходит гараж возле метро «Савёловская», но самое главное — дворец культуры «Правда», в котором ВГТРК арендовала съёмочные павильоны, в том числе студию программы «60 минут» Евгения Попова и Ольги Скабеевой. Там же находится любимый ресторан руководства ВГТРК «Порто Мальтезе».

В пресс-службе ВГТРК «Медузе» сообщили, что в здании ГДРЗ до сих пор работают первая и пятая студии. Судьбу остальных студий в пресс-службе не уточнили, но отметили, что «ни одна единица технических средств, использовавшихся в работе студий, не была списана». В распоряжении «Медузы» есть фотографии второй студии в процессе демонтажа, с лежащим на полу строительным мусором, остатками мебели, техники и обшивки стен. Третья студия, укомплектованная современным оборудованием, по словам источника «Медузы», находится в рабочем состоянии, но опечатана и недоступна для работы из-за отсутствия договорённостей между ВГТРК и новым собственником.

Само восьмиэтажное здание на Малой Никитской, за исключением первого этажа, пустует. Охранник здания рассказал корреспонденту «Медузы», что во второй студии работают строители, третья закрыта, а в первой и пятой «иногда играют». Также на первом этаже здания несколько комнат занимают административные помещения оркестров. Пресс-секретарь Русского концертного агентства Семён Иутинский пообещал предоставить комментарий Юрия Башмета, но потом наотрез отказался от любых комментариев и даже не стал подтверждать или опровергать информацию о том, до сих пор ли оркестр базируется в здании на Малой Никитской.

Сотрудник телеканала «Культура», одного из бывших квартирантов здания ГДРЗ, на условиях анонимности сообщил «Медузе», что приказ о переезде сотрудники ВГТРК получили летом 2018 года. На сайте «Госзакупки» в июне 2018-го был опубликован контракт на 8,7 миллиона рублей по переезду подразделений ВГТРК в здание на Шаболовке, 37, — и на «другие адреса головного предприятия г. Москвы и Московской области». По словам источника «Медузы», оборудование из ГДРЗ было действительно вывезено на Шаболовку и частично на склад министерства обороны в Клину. В контракте этот склад не упоминается, но примерно тогда же, в июне 2018-го, ВГТРК опубликовала информацию об аренде нежилого помещения в посёлке Клин-9, где располагалась недавно расформированная воинская часть 43431 Воздушно-космических войск РФ.

Кто новый владелец ГДРЗ.

Новый собственник здания ГДРЗ — издательство «Известия», принадлежащее Управделами президента. В его владении — больше 240 тысяч квадратных метров недвижимости в Москве, большая часть которой сдаётся в аренду или находится в стадии реконструкции под бизнес-центры и другие коммерческие помещения.

Один из самых известных объектов, принадлежащих ФГУП «Известия», — комплекс зданий на Пушкинской площади, в котором до 2011 года располагалась редакция одноименной газеты. В 2015-м стало известно о начале реализации инвестпроекта по реконструкции комплекса зданий. После реконструкции на площади в 120 тысяч квадратных метров откроются офисы, жилье и магазины. 40% площадей получит Управделами, 60% отойдут инвестору проекта — ЗАО «Легаси Девелопмент», которое связывают с бизнесменом Арой Абрамяном. Абрамян возглавляет Союз армян России, а также является членом попечительского совета «Центра межличностных коммуникаций» — этим центром руководит бывшая жена президента России Людмила Путина.

Вскоре после начала инвестпроекта, в 2016 году, руководителем ФГУП «Известия» была назначена 35-летняя Екатерина Смиренская. До этого она возглавляла компанию G9, которая занимается производством элитной аудиотехники. Владельцы компании — отец Екатерины Виталий Смиренский и Владимир Дьяченко. Последний прославился после расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального «Он вам не Димон». По данным расследования, на имя Дьяченко премьер-министр Дмитрий Медведев заказывал одежду и кроссовки из зарубежных интернет-магазинов. Также Дьяченко возглавляет две компании, «Техинпро» и «Промтехинвест». Первой принадлежат виноградники в Анапе и агрокомплекс в Мансурово Курской области, родном селе отца и деда Дмитрия Медведева. Вторая компания, по сведениям ФБК, занимается обслуживанием резиденции в Красной Поляне, а также усадьбой на Рублевском шоссе, которую бизнесмен Алишер Усманов якобы подарил фонду «Соцгоспроект». Руководители фонда — однокурсники Дмитрия Медведева Илья Елисеев и Алексей Четвертков.

Отец Екатерины Смиренской — Виталий Смиренский — также владеет компанией «Эн-Трейд», она неоднократно выигрывала контракты Федеральной службы охраны (ФСО). Например, в 2011 году «Эн-Трейд» стала победителем конкурса на проведение работ по ремонту помещений «иконной комнаты» и «холла главного дома» на одном из неназванных объектов ФСО. Последним контрактом компании стало выполнение строительно-монтажных работ в физкультурно-оздоровительном комплексе на госдаче № 11. Она более известна как дача первого и последнего президента СССР Михаила Горбачёва в крымском посёлке Форос, на которой он был заблокирован участниками путча ГКЧП в августе 1991 года.

 

Так или иначе ДОМА РАДИО в России больше нет.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей Будяк
4 месяцев назад

Нету в России больше Дома РАДИО.
Есть офисный центр. Эффективные менеджеры снова победили эпоху.

RZ3AZO МГУ
Администратор
4 месяцев назад

Историю рушат эти эффективные менеджеры.
Сломать-то можно враз. Построить похожее заново – нужны десятилетия. А жизнь – уходит.
Мы в МГУ столкнулись с этим.
Мы – проиграли.

Сообщить об ошибке на сайте

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: